Не поленитесь прочесть, и "гламурные" девочки, и ходячие "антигламуры".
В 1945 году в Европе появляются первые послевоенные журналы для женщин, на страницах которых то и дело проскальзывает совершенно новый, нигде ранее не используемый термин «гламур»:
помада для гламурной девушки, тушь для ресниц, придающая взгляду гламурный оттенок, коллекция одежды в стиле гламур и так далее. Вскоре вокруг понятия «гламур» и определенного стиля жизни, подразумевающегося под ним, разгорелись нешуточные страсти. Гламурным стилем восхищаются, но его же и порицают за внешнюю мишуру и бездуховность.
Прошло шестьдесят с лишним лет. Сегодня, благодаря обилию глянцевых журналов, гламур стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но вот парадокс: стремясь к «гламурному» идеалу, пропагандируемому глянцевыми журналами, мало кто задумывается, а что такое гламур? Если верить СМИ и телевидению, это череда бесконечных развлечений, светских тусовок, длинноногие красотки с модельными параметрами 90-60-90, с ног до головы увешанные дорогими жемчугами и бриллиантами.
Чтобы понять, насколько данная характеристика соответствует истине, придется вернуться в прошлое, во времена зарождения и расцвета гламурного стиля.
Эпоха барокко и король-солнце.
Франция XVII век. К власти приходит молодой король Людовик XIV, впоследствии более известный как «король-солнце». Наделенный от природы умением убеждать и подчинять себе людей, являясь талантливым военачальником и неординарной личностью, этот монарх за годы царствования сумел превратить Францию в сильнейшее государство, которое боялись и к чьему мнению прислушивались во всем, включая моду и этикет. Королевская резиденция была перенесена из Лувра в Версаль, ставший центром светской жизни не только самой Франции, но и всей Европы. Надо заметить, что до 1643 года, то есть до того времени, как началось правление Людовика XIV, при дворе был принят испанский стиль одежды: «треугольный» силуэт, приглушенные тона, жесткие корсеты, длинные рукава и платья с высокими воротниками. Молодой король, обожавший развлечения, балы, маскарады и карнавалы понимал, что испанские наряды не предназначены для танцев и веселья. К тому же, придворные в них не могли исполнять сложные церемонии с той грациозностью и непринужденностью, к которой стремился Людовик XIV. Постепенно геометрические силуэты сменяются плавными линиями, покрой платья усложняется, а на смену бархату и серебру приходят яркие шелка и золото. Так началась эпоха барокко, которую искусствоведы с полным правом называют синонимом гламура.
Мода французского двора той эпохи определялась в соответствии со вкусами короля и его фавориток. В разное время ими были Луиза де Ла Бом Ле Блан (герцогиня де Лавальер), маркиза де Монтеспан, герцогиня де Фонтаж. Что интересно, эти дамы не были первыми красавицами королевства, однако живой ум, чувство юмора и тонкий вкус помогли им добиться расположения монарха.
Женские платья второй половины семнадцатого века отличаются сложным покроем и обилием всевозможных украшений (лент, кружев, драгоценных камней). Верхняя юбка теперь разрезалась на две части, закрепленные по бокам. В результате стала видна нижняя юбка. Что касается тканей, то для верхней юбки использовались тяжелые материи, плотная парча и шелк, а для нижней в ход пускали шифон или парчу. Лиф платья с глубоким декольте был украшен кружевами и вышивкой из тончайших золотых нитей. Корсет уже такой жесткий, поэтому осиной талии добивались при помощи тугих шнуровок.
Детальное описание платьев и костюмов времен Людовика XIV можно встретить на страницах знаменитого романа Анн и Серж Голон: «Анжелика тем временем уже надела корсаж из золотой парчи и теперь стояла неподвижно, пока Маргарита прикрепляла шемизетку, – настоящее произведение искусства из шелка и филигранного золота. Золотые кружева сверкающей пеной окутывали ее обнаженные плечи, придавая нежной коже прозрачность фарфора. Щеки, горевшие мягким румянцем, чуть подкрашенные ресницы и брови, волнистые, отливавшие, как и платье, золотом волосы, безмятежная, ясная глубина зеленых глаз – вот что увидела Анжелика в зеркале, и она сама себе показалась каким-то необыкновенным божеством, созданным только из драгоценных материалов: золота, мрамора, изумрудов.» Здесь речь идет о так называемом золотом платье, в котором главная героиня впервые предстает перед Людовиком XIV. В 1964 году создателям фильмов «Анжелика, маркиза ангелов», а также «Анжелика и король» пришлось немало потрудиться, чтобы воссоздать атмосферу королевского двора и костюмы персонажей, приближенные к оригинальному тексту.
Стиль барокко – это, прежде всего, красота, изящество и роскошь. Сложный покрой женского костюма подчеркивал пышные формы, сохраняя при этом тонкую талию. Украшения из драгоценных камней завершали образ.
«Золотой век» Голливуда.
Следующий этап развития гламурного стиля приходится на 30-40-е года прошлого века. Это непростые времена для Америки. Люди, уставшие от экономического кризиса и безработицы, находят прибежище от проблем и неурядиц в кинотеатрах. К тому же, в 30-е годы появляются первые цветные киноленты со звуком. Последнее обстоятельство знаменует закат эпохи немого кино и, как следствие, формирование нового поколения звезд Голливуда.
На смену героиням немого кино приходят Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Созданные ими образы надменных красавиц в длинных вечерних платьях, обязательно с открытой спиной, приводят в восторг весь мир. Драматический талант великих актрис заставляет людей сопереживать и подражать их героиням. Миллионы женщин становятся блондинками как Грета Гарбо и Марлен Дитрих.
Шестидесятые года XX века.
В 1961 году за роль Холли в фильме «Завтрак у Тиффани» Одри Хепберн получает статуэтку Оскар и неофициальный титул королевы гламура. Маленькие коктейльные платья и экстравагантные шляпки, в которых ее героиня щеголяла в фильме, пользуются невероятной популярностью. А еще через два года на экраны выходит кинолента «Клеопатра», ставшая своеобразной визитной карточкой для Элизабет Тейлор, и мир сходит с ума от всего «египетского»:
• вечерние платья- туники, подчеркивающие тонкую талию и глубокий вырез декольте;
• массивные золотые браслеты с египетской символикой;
• особый макияж (яркие тени и подводка для глаз, позволяющая добиться «кошачьего» разреза);
70-80-е года. «Сериальный» гламур.
В то время производство американских телесериалов еще не было поставлено на поток, сценарий каждой серии тщательно прорабатывался, создавались интересные сюжетные линии, а на главные роли приглашались знаменитые актеры. Прибавьте к этому роскошные интерьеры и натурные съемки, к слову, обходившиеся продюсерам в кругленькую сумму, и становится понятно, почему зрители с замиранием сердца следили за перипетиями в жизни нефтяных магнатов Юингов («Даллас») и противостоянием семейств Колби и Кэррингтон («Династия»). Женскую моду семидесятых годов определяли яркие героини Джоан Коллинз и Виктории Принципал, представляющие собой образец зрелой женственности. Безупречный макияж, узкие платья и юбки, подчеркивающие соблазнительные формы, туфли на высоких шпильках - таким был гламурный стиль семидесятых.
Сидней, 1982 год. В павильонах австралийской киностудии McElroy& McElroy полным ходом идут съемки мини-сериала «Возвращение в Эдем» по одноименному роману Розалин Майлз. Продюсеры сомневаются в успехе картины, ведь актеры, играющие в ней, неизвестны широкой публики, и какими будут отзывы критиков и впечатления зрителей сложно предугадать. Но уже через год, когда первые серии новеллы были вначале показаны по национальному телевидению, а затем по центральным европейским каналам, становится понятно, что все переживания оказались напрасными. История Стефани Харпер, пережившей предательство мужа и лучшей подруги, пользовалась ошеломительной популярностью. Женщины мечтают походить на Ребекку Гиллинг, (Стефани) и Уэнди Хьюс (Джилли), а журналы мод констатируют появление нового стилей в одежде «а ля Тара Уэллс» - пиджаки с широкими плечиками в сочетании с узко скроенными юбками, вечерние платья золотистых и голубых оттенков, массивные украшения (клипсы-пуговицы, колье).
Гламур и глянец. Подводим итоги.
Шик, блеск, красота - эти три слова, хотя и несколько утрированно, но зато весьма точно обозначают общий смысл понятия «гламур». Сейчас довольно часто за гламурный стиль выдают обычный «глянец». Причем глянец является точной копией внешней стороны гламура, начисто лишенной важной составляющей оригинала, а именно проявления индивидуальности. В семнадцатом веке фаворитки короля обладали отменным вкусом и несомненной женственностью, и это позволяло им диктовать моду, в тридцатые года мир был очарован драматическим талантом Грета Гарбо и Марлен Дитрих – в моду входят белокурые локоны. И кто знает, не будь Одри Хепберн так талантлива, стало бы маленькое черное платье классическим нарядом для выхода в свет. Для создания гламурного образа недостаточно обладать красивой внешностью и носить дорогие наряды, прежде всего надо иметь свой собственный, неповторимый стиль.