Александр Толмацкий - один из самых неоднозначных персонажей в истории отечественного рэпа. И - однозначно - один из самых влиятельных в хип-хоп-культуре нашей страны. Мы поговорили с ним о лейбле Next Project, о ближайших релизах, о возрождении Легального Бизне$$а, ситуации на рынке хип-хопа в России и о многих других небезынтересных вещах.
- Еще года два назад во многих интервью Вы говорили, что хип-хоп и R&B уже победили в этой стране...
- Так и есть.
- За последние два года ситуация улучшилась?
- Безусловно. Если мы говорим о мировой культуре, а не о российской. Мы дали толчок, который заставил практически все радиостанции крутить R&B.
- А если говорить именно о российской музыке?
- С российским пока хуже. Начнем с того, что, по сути, нет российского R&B.
- Как тогда Вы относитесь к такому проекту, как Бьянка?
- Никак. Это поп, тем более не российский. Мы же говорим о российском, так?
- Ну, это русскоязычный проект.
- Нет, я считаю, что российский - это только российский. Бьянка - хороший поп-проект, ничего общего с R&B не имеющий.
- Кого тогда можно выделить из отечественных R&B-групп?
- Банд'Эрос.
- А из женских?
- Бархат.
- Это достаточно новый проект, расскажите поподробнее.
- Было реалити-шоу на MTV «Девчонки R&B». Отсмотрели больше 300 девушек, которые изначально шли туда с конкретной целью. Надо понимать, что обычно в реалити-шоу непонятно, что потом делать с его участниками. А здесь все делалось именно для того, чтобы создать женскую R&B-группу. И все девушки должны были уметь танцевать, петь и любить R&B. И ничего другого. Набрали 10, оставили 7, хотя изначально я должен был выбрать всего 6, но мне было жаль выбрасывать из коллектива одну девушку. Сняли клип «Сердцеедки», и вот как раз сейчас я еду на MTV, чтобы отвезти это видео.
- 7 девушек - достаточно неформатный состав для группы...
- Что значит «неформатный»? Много девушек - это всегда форматно.
- Но если мы говорим об R&B-группе, то аналогов нет.
- Да вообще, о любых группах можно говорить. В том-то и дело: мы предлагаем эксклюзив, ведь ни у кого нет семи красивых танцующих девушек, которые при всем этом еще и поют.
- Ваше решение об отсутствии хедлайнера - долгосрочное, или в будущем у группы появится ярко выраженный лидер?
- Долгосрочное. У разных девушек будут сольные проекты, но в группе хедлайнера как такового не будет. Все будет зависеть от песен, и в разных песнях будут разные хедлайнеры, грубо говоря.
- На Ваш взгляд, Бархат - один из первых серьезных проектов женской R&B-группы в России?
- Я думаю, первый. Попробуйте назвать, кто еще есть... Я вот не знаю.
- Ярким дебютом группы Бархат стала песня «Я Хочу Быть С Тобой» с Лигалайзом, которая была исполнена на церемонии MTV RMA...
- Да. Причем мы ее не трогали, никак не раскручивали, а в интернете, насколько я знаю, она занимает первые места по скачиванию. Мы будем снимать и на нее клип, но позже. Сейчас - «Сердцеедки».
- Чья идея была сделать кавер на Наутилиус?
- Моя.
- И как проходили переговоры с музыкантами Нау?
- Очень сложно. Буквально в последний день перед выходом на сцену MTV RMA мы договорились об очистке прав.
- Та версия, которая была показана на RMA, это ведь не совсем R&B...
- Это не R&B в чистом виде. Рэп и R&B - это, вообще, полярные вещи, и вот на стыке между ними и находится эта песня. Рэп ведь можно зачитать под что угодно: под рок, под джаз. И все равно это хип-хоп. А «Я Хочу Быть С Тобой» - это просто крутой хит поколения в новой трансформации: свежая подача девушек и совершенно отвлеченный текст Лигалайза. Я считаю, получилась очень сильная вещь. При этом сейчас немецкие музыканты готовят интересный ремикс на эту песню, и, возможно, именно на него мы и будем снимать клип.
- Кроме «Бархата», как я понимаю, один из основных проектов для Вас сейчас - это Dino MC 47...
- Да, Дино - молодец. Мы показали его на СТС в передаче «СТС зажигает суперзвезду», и, как ни странно, Динамит понравился, он борется, пока держится, и у него там неплохие рейтинги. Сейчас еще сняли очень крутой клип «Монахи», думаю, он также встанет в ротацию музыкальных каналов, вот как раз тоже сегодня везу.
- Когда можно ожидать альбом?
- У Dino готов альбом, а выпустим мы его, я думаю, весной.
- Что это будет по концепции, по формату? Как бы Вы сами оценили этот материал?
- Вообще, все, что я делаю, чаще всего связано с московскими рэпперами. Это столичная ветвь рэп-музыки, она мне нравится: они все говорят немножко о другом и по-другому. Им не надо никуда спешить, они просто медленно, но верно делают своё дело. Еще у нас есть Звонкий, один из лучших аранжировщиков и очень известный персонаж в рэп-среде.
- Как Вам удалось, кстати, вернуть его к творчеству?
- Звонкий работал много лет аранжировщиком на студии, приносил мне песни, показывал. И я ему сказал, что он должен выступать с этим.
- Не кажется ли Вам, что Звонкий - достаточно сложный по формату исполнитель?
- Он межформатный. Зачем вообще говорить о формате? Сегодня ни хип-хоп, ни R&B не имеют формата. У нас еще пишется очень интересный исполнитель Пан, но мы его пока нигде не показываем. Если бы вы слышали, поняли бы, что формат стерт. Нет больше формата. Мне же различные рэпперы приносят сотнями записи. Там все одно и то же, об одном и том же и даже одними и теми же словами. Неинтересно.
- Вы считаете, что отечественный шоу-бизнес готов к подобным мультиформатным проектам?
- Конечно. Не только готов, но и ждет их. Все остальное - слишком стандартно.
- В любом же случае мало отечественного хип-хопа на радио и ТВ...
- Не в этом дело. В интернете вот зато много. Они там сами за себя как-то голосуют, сами себя ставят на первые места, сами себя объявляют культовыми, имея продажи в 500-1000 дисков максимум. Борются за то, что они андеграунд, но мечтают выйти на большую сцену, не понимая, что пока ты андеграунд - ты никому не нужен. Не понимая, что если ты хочешь продвигать культуру - надо показывать ее всем. Я, кстати, еле-еле убедил Dino в этом, объяснял ему, что он должен быть публичным. Вот, например, Лига - взрослый парень, он это все прекрасно понимает. А в интернете много дешевой критики от ребят, которые ничего сами не могут достичь, но пытаются всех облить грязью. Но на самом деле даже тому же Тимати надо сказать спасибо за то, что он показывает культуру широким массам. Все ребята, которые пытаются быть публичными в ущерб своей андеграунд-популярности, дают возможность другим появиться на свет. За это их надо только уважать.
- А Динамит не хотел публичности?
- Тяжело было. Пойми, это все возрастное.
- Просто он же и так был достаточно известен в качестве клубного МС в Infiniti.
- Это другое совсем дело. У нас и Пансу не западло выступить в роли клубного МС. У него, кстати, сейчас тоже готов альбом.
- Расскажите поподробнее.
- Альбом получился очень хорошим, очень сильным. Но сначала мы напомним о Легальном Бизне$$е. Будет сниматься клип на «Кто ты такой?». Мы приняли решение напомнить всем, что есть настоящий рэп и что Легальный Бизне$$ не умер.
- По-Вашему, ЛБ - одни из лидеров русского рэпа?
- Да, пожалуй, основной хедлайнер всего нашего рэпа. Объясню, почему. Еще никто не сделал ничего похожего ни на «Пачку Сигарет», ни на «Мелодию Моей Души». Реально никто не сделал даже ничего близкого к этому уровню. Сегодня на концерте если играть эти песни - они все равно рвут публику. Нет ничего подобного в рэпе. Назови мне тогда хоть один хит схожего уровня. Разве что у Децла «Кто ты?».
- «Черный Бумер».
- Это другая ситуация. Мы сейчас говорим о рэп-среде.
- У Касты можно назвать один-два трека. Если не «Горячее время», то «На порядок выше».
- Да, наверное, это все-таки хиты, но, знаешь, не тот уровень. Ни по продажам, ни по любым другим критерям к Легальному Бизне$$у никто не может приблизиться.
- Воскрешение ЛБ, о котором так долго говорили, материализуется во второй альбом?
- В какой-то мере. Они сейчас работают вместе на сцене. На альбоме Панса, конечно же, будут треки с Лигалайзом.
- Когда можно будет ожидать диск Панса?
- Я думаю, в начале лета 2008 года.
- Если уж заговорили о Лигалайзе, появилась информация, что он будет тесно работать с западными музыкантами на втором альбоме.
- Основная масса альбома записана с западными битмейкерами, причем с известными именами. Вообще, альбом получился очень серьезным: как человек, который постоянно это слушает, могу сказать, что он кардинально будет отличаться от того, что есть сейчас на рынке.
- Похож на XL?
- Нет, очень сильно отличается. Намного более серьезный. Он будет качающим, сможет взрывать танцполы, но при этом сам по себе он очень серьезный.
- Вы считаете, что затраты на иностранных музыкантов коммерчески оправданы?
- Они сравнимы с затратами на отечественных битмейкеров, нет принципиальной разницы.
- Не могу не спросить - тем более, чуть раньше уже упоминалось его имя - о Ваших нынешних отношениях с сыном.
- Никаких. Не общаемся.
- За творчеством следите?
- А у него ничего нового в творчестве за последние полтора года не произошло.
- Как я понимаю, у него проблемы с выпуском альбома «Мос Вегас».
- Никаких проблем, я предлагал ему выпустить этот альбом, вложить денег в промоушн. У него проблема не с лейблами, а с его пониманием окружающей среды, скажем так.
- А за деятельностью и творчеством Влада Валова следите?
- За творчеством не слежу. Иногда слежу за его хамством: он позволяет себе выпускать вещи, на которые не имеет права, например, материал, который записывался на моей студии на мои деньги. Он поступает некрасиво. Причем до сих пор есть действующие контракты, то есть если я захочу, я в любой момент смогу это остановить. Но сейчас мне наплевать. Хороший показатель - что с ним ничего не происходит сейчас. Пыжится, пыжится - и ничего. Год-другой пожил на старых харчах, а сейчас становится понятно, что не все так просто.
- С другой стороны, я думаю, у него все неплохо с Игрой Слов и Ёлкой...
- Ёлка - за деньги, причем не Валовские, созданный проект. Насчет Игры Слов: как раз первый хит «Алина Кабаева» был записан на моей студии, на мои деньги и мною же спродюсирован. Причем я еще и разносил его сам по радиостанциям. А потом они поступили некрасиво и подписали контракт с другой компанией.
- Поясните, что такое Next Project, потому что пока это название окутано завесой некоторой тайны...
- Next Project - это дочерний лейбл компании «Монолит», который я возглавляю. На нем выходят и будут выходить хип-хоп и R&B-релизы, которые я посчитаю достойными выпуска. Кроме того, лейбл будет заниматься несколькими хаус-проектами. Вообще, акцент Next Project будет сделан именно на танцевальную музыку, потому что я считаю, что хип-хоп и хаус - это два столпа современной танцевальной музыки.
- Ростер артистов Next Project можете назвать?
- С выходом релизов увидите. Подписано много контрактов с талантливыми ребятами, но у нас не стоит задачи сейчас все это рекламировать, потому что лучшая реклама - это дела: клипы, альбомы. Вообще, мы будем выпускать все, что нам с компанией «Монолит» понравится, и дальше будем смотреть на реакцию рынка. Если будет активное движение, мы начнем сразу же продвигать эти группы и исполнителей, снимать клипы и т.д. А кое-что будем продвигать с самого начала.
- Как Вы относитесь к общей тенденции падения уровня продаж физических носителей?
- Вообще, это проблема, но хорошие рэп-релизы продаются на уровне. Взять того же Лигалайза, альбом которого, в отличии от поп-альбомов, продается стабильно, ровными порциями каждый месяц на протяжении уже полутора лет. В итоге получились большие цифры, в тройке-пятерке на рынке.
- В последнее время в хип-хопе можно наблюдать интересную тенденцию расслоения: топовые артисты ушли резко вверх, а продажи рядовых, скажем так, исполнителей упали...
- Естественная тенденция. Кто-то уходит в кумиры, а кто-то оказывается никому не нужен. Дело в том, что ребята только сейчас начинают понимать, что надо записывать свои песни на профессиональной студии, делать качественную музыку, вкладывать деньги в свое творчество. А сейчас же все это пишется на коленке дома под какие-то ворованные сэмплы: все, в общем, не так привлекательно, как кажется. И когда наконец-то наши рэп-артисты начнут так же профессионально подходить к своему делу, как, например, поп-артисты, все у них в жизни резко изменится. Потому что пока общий рынок продаж аудионосителей в стране падает, уровень продаж рэпа и R&B как раз растет. И надо сказать тем ребятам, которые оторвались сейчас, спасибо, потому что именно они поднимают эти общие продажи.
- Классический стереотип опять же в интернете: «Нормальный, честный, серьезный рэп никогда не будет продаваться»...
- Только ублюдки, которые не любят рэп, могут говорить такое. Все, что хорошо, всегда будет услышано и будет хорошо продаваться. Остальное - болтовня недоумков, которые не понимают в принципе, что они говорят. Хорошие машины никогда не будут продаваться? Хорошие дома никогда не будут продаваться? Хорошая еда никогда не будет продаваться?