Helmut Lang
Helmut Lang родился в Вене в 1956 году. С самого детства будущего дизайнера готовили к успешной финансовой карьере, но этому не суждено было исполниться. Бродя по магазинам, Helmut Lang тщетно пытался найти футболки и костюмы, соответствовавшие его неординарному темпераменту, но такой одежды просто не было в продаже. Это и послужило толчком для начинающего дизайнера шить себе одежду самостоятельно. Этому Lang никогда и нигде не учился. Он считает, что инстинкт и врожденное чувство пластики заменили ему недостаток образования. До десяти лет Helmut жил с дедом и бабушкой в высокогорной австрийской деревушке, куда родители отправили его после развода.
Мальчик хотел стать художником, но очень боялся этого желания, и, в силу своего католического образования и семейных устоев, пошел в бизнес-школу. Зимой до нее нужно было добираться сорок пять минут по заснеженным ослепительно-белым полям. Летом - проделывать тот же путь - но уже по зеленым лугам, покрытым красными и голубыми цветами. После этой альпийской идилии переезд в Вену оказался настоящим шоком для десятилетнего мальчика. Там, в горах, не было ни машин, ни телевизора, ни телефона. Большой индустриальный город потряс его своей бешеной суетой и грохочущим метро. Это потрясение от первого столкновения с мегаполисом, безусловно, повлияло на его будущие коллекции: Lang потом будет создавать очень урбанистические вещи и увлекаться высокими технологиями. В детстве его кумиром был Шон Коннери. А сейчас Lang - со своим хвостиком и меланхоличным выражением лица - чем-то напоминает актера Стивена Сигала.
Его стиль будут называть, то минимализмом, то футуризмом. Сам Helmut Lang, услышав какое-нибудь из подобных определений, морщится и говорит, что все это - игра в слова, забава для прессы. А на самом деле он просто создает одежду, которая отвечает потребностям людей.
Юность модельера прошла среди венской богемы 70-х годов. Так же, как и все в то время, Lang носил модные рваные джинсы и цветастые сорочки, но вскоре понял, что эти вещи ему не подходят, и решил испробовать классический стиль. В те времена Вена не испытывала недостатка в портновских мастерских, обшивавших солидных заказчиков и политическую элиту. Lang заказал себе строгий классический костюм, подобный тем, что видел в фильмах про Джеймса Бонда с Шоном Коннери. Постепенно у будущего дизайнера сформировался свой собственный вкус в моде, который он, наконец, решил воплотить в реальность. Вскоре Lang набрал штат закройщиков и портных и начал свое дело.
Первая коллекция была создана в 1978 году по африканским мотивам. По собственному свидетельству модельера, ему хотелось сделать нечто совершенно исключительное. И он сшил прямоугольные куски шелка и льна, вырезав дырки для головы и рук.
Открытие его первого бутика в 1986 году имело такой успех, что австрийское правительство пригласило его принять участие в национальной выставке в Pompidou Centre во Франции. Его разработки в области моды вызвали такую бурю положительных эмоций со стороны критики, что уже к концу года на Парижском подиуме появилась его первая коллекция. Но сам Helmut Lang не был готов к этому 'бурлящему круговороту моды'. Продолжая проводить свои показы в Париже, он вскоре вновь возвращается в Вену. Его первые презентации были представлены очень узкому кругу зрителей и проходили в очень спокойной и уединенной обстановке. Позже его близкий друг Kim Stringer пояснял, что все это было из-за постоянного волнения и беспокойства дизайнера. Он всегда боялся, что никто не оценит его коллекции и не придет на показ, поэтому он приглашал только своих хороших знакомых.
Находясь в Вене, Ланг пытался противостоять движущей силе четырех модных столиц мира до начала 90-х, когда он в конечном итоге переехал в Нью-Йорк. В апреле 1998 года, за три дня до даты своего первого запланированного показа мод в Нью-Йорке, он внезапно изменил планы и решил транслировать его лишь через всемирную сеть Internet. Той весной Helmut Lang, наконец, начал извлекать выгоду из своих достижений с выпуском собственной сравнительно недорогой линии Jeans.
В следующем сезоне модельер вновь возмутил модный бомонд, когда объявил, что хочет показать свои коллекции в Лондоне, Милане и Париже в середине сентября, т.е. почти за два месяца до остальных запланированных показов в Нью-Йорке. Однако, несмотря на свой неординарный темперамент, Хельмут Ланг стал модельером, задающим тон не только в американской, но и в мировой моде. Его последователями стала целая плеяда дизайнеров, таких как Donna Karan, Calvin Klein, Vivienne Tam и Nicole Miller. Но модельер не скрывает решающей роли других людей в своем успехе. Например, ключевой фигурой в его команде Lang считает Мелани Уорд. Они работают вместе много лет. Стилист - это первый и главный советчик дизайнера, он вовлечен в процесс, начиная с выбора тканей и заканчивая отработкой мелких деталей. В идеальных случаях стилисты становятся арбитрами вкуса, глазами и ушами дизайнера. Они помогают найти идеальное соотношение между модными новинками и требованиями улицы. Helmut Lang и его стилист - именно такой идеальный случай. Он доверяет ей полностью и даже далей титул творческого директора компании.
Ланг предвосхитил грядущее тысячелетие своими технотканями и лаконичными формами. Он ввел в моду необработанные края и асимметричные подолы, прорезиненные ткани и многослойные одежды. Он всегда оставался верен своему стилю и не увлекался драматическими перепадами моды. Он был последовательным и постоянным, что обеспечило ему, как страстных поклонников, так и не менее страстных критиков. Многие утверждали, что он слишком однообразен, чтобы считаться гением; что он лишен глубины подлинного творца, чьи художественные импульсы меняются от сезона к сезону. Но каждый год в его коллекциях происходят изменения, заметные лишь опытному глазу, - эти изменения не явны и не агрессивны. К ним надо как следует присмотреться, чтобы почувсвтвовать их прелесть. Точно так же надо присмотреться к многослойному платью, созданному из пяти прозрачных платьев, чтобы понять, как создается эта новая фактура, похожая на нежнейшую пену. ' Вы не замечаете, как это сделано, - говорит Lang, - вы видите лишь игру прозрачных тканей. Именно так я понимаю современную моду: шелковый тюль используется с той же свободой, с которой когда-то обращались с нейлоном.
В апреле 2000 года Lang был принят в ряды элитной американской организации "Council of Fashion Designers of America". До сих пор членом этого общества мог стать только американский дизайнер, работающий в США.
Отредактировано Unbestimmtheit (2007-11-25 17:54:37)