GZA / Genius – рифмующий меченосец Wu-Tang
Даже на фоне своих мрачноватых товарищей по Wu-Tang, GZA (произносится – Джиза) всегда выглядел этаким букой, серьезным и неулыбчивым гостем на рэп-вечеринке, отстраненно взирающим на царящее веселье, а нечастых собеседников наделяющим философскими сентенциями о сложности вселенского мироустройства.
Мудрец-философ, фанат комиксов и восточных единоборств, обладатель неброского, но фантастически выверенного стиля, он записал самый главный сольный альбом в истории Wu-Tang, ювелирный "Liquid Swords" и уже этим уважать себя заставил.
Гэри Грайс – самый старший из основателей Wu-Tang (дядечке уже под сорок). За все существование клана он постоянно предпочитал исполнять роли второго плана, уступая авансцену весельчаку Method Man, безумцу Ol`Dirty Bastard, харизматическому вождю RZA, острой на язык парочке Ghostface и Raekwon… Но это не мешало ему, серому кардиналу Wu-Tang, получать причитающуюся порцию респекта от ценителей стиля.
GZA (еще один его псевдоним звучит Genius) пришел в рэп первым из всех участников клана, в существенной степени повлияв на своих кузенов RZA и Ol` Dirty Bastard. Он родился в Бруклине, какое-то время он прожил в Бронксе, позднее успел пожить в других районах Нью-Йорка, но в итоге осел в Стэйтене. Покочевав по Нью-Йорку, он завел немало знакомств в недрах местного хип-хоп-подполья и извлек для себя много нового. Вернувшись на Стэйтен-Айленд, он заложил первый кирпичик в создание Wu-Tang Clan. Трио All Together Now (GZA плюс кузены RZA и ODB) стало предтечей стэйтенской супердевятки, но не снискало и сотой доли того успеха что досталось на долю Wu. То же касается и сольной карьеры Гэри Грайса: записанный под псевдонимом Genius альбом "Words From The Genius" остался незамеченным. Был 1991 год, до дебюта Wu-Tang оставалось еще пару лет.
Альбом Wu-Tang "Enter The Wu-Tang (36 Chambers)" удивил, покорил и шокировал. На волне успеха участники группы устремились навстречу персональному счастью – благо, контракт (а для тех дней это было неожиданной инновацией) позволял любому из эмси выпускаться на других лейблах. В 1995-ом, без спешки и суеты, GZA издал альбом, который не без оснований считают лучшим среди всех сольных работ Wu-Tang (разве что Raekwon со своим "Only Built 4 Cuban Linx" может оспорить этот титул). "Liquid Swords" – это выхолощенная монотонность музыкального материала, хаотичные нагромождения сэмплов и цитаты из архивов рока 60-х и соула 70-х. Атмосфера напоминает готическую смурь бэтменовского Готэм-сити, вызывает в памяти боевики гонконгской компании Golden Harvest с незабвенным Брюсом Ли в главной роли и перебрасывает мостики в те глубины, где ныне черпает вдохновение Смоки Мо.
GZA – рэп-агрегат, работающий может и не эффектно, зато эффективно. Его манера читки по началу кажется простой, но это именно тот случай, когда алмазы таятся глубоко в недрах. Ищите их на треках "Cold World", "Killah Hills 10304" (про близлежащий городской парк с самой удручающей статистикой убийств во всем Нью-Йорке), "I Gotcha Back", "Liquid Swords", "B.I.B.L.E." (Basic Instruction Before Living Earth).
Композиция "Labels" – рукотворный шедевр. Подоплека такова – лейбл Cold Chillin`, работавший с ним в начале 90-х, в период записи первого альбома, относился к нему откровенно по-скотски. Кузен RZA тоже натерпелся от рекорд-компании Tommy Boy в тот же "доклановый" период. С тех пор ко многим работникам шоу-индустрии у Джизы отношение не то что бы враждебное… Но возможности простебать их по полной программе он не упустил. В тексте "Labels" зарифмованы названия почти сорока лейблов, а венчает его совет сбросить своего A&R (менеджера, работающего с артистами и определяющего политику лейбла) в Атлантику.
В 1999-ом альбомом "Beneath The Surface" GZA вписал еще одну захватывающую главу в бесконечную сагу Wu-Tang. Головоломный паззл, уместивший в себя обширный спектр от глубокого "Amplified Sample" до агрессивный "Crash Your Crew" достоин самых почетных позиций в фонотеке взыскательного ценителя хип-хопа. К сожалению, он не принес ощутимого коммерческого эффекта, став знамением грядущего заката былой славы Wu-Tang и этаким "прости-прощай" лично от GZA, потому что последовавший в 2002 году "Legends of the Liquid Sword" в одном ряду с двумя предыдущими пластинками уместен так же, как покойник на свадьбе.
Последний альбом GZA – это военные байки усатого ветерана. Взрывы отгремели, славные баталии в далеком прошлом, а потускневшие доспехи сданы в утиль. Остается только травить потрепанные временем легенды о жидком мече. Привлекают такие истории старых поклонников, остальным же чаще нет дела до стариковских россказней. Такова жизнь, бесконечные премудрости которой этот умудренный рэп-отшельник постигает уже четвертое десятилетие.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Method Man – Веселящий Дым
Он родился в ночь на второе апреля 1971 года. И быть бы ему клоуном в цирке, если бы он не нашел себя в рэпе. Привнеся в него все атрибуты качественной клоунады.
Method Man – раскуримся, братан?
Method Man, урожденный Клиффорд Смит, родился и вырос в Нью-Йорке. Юность проводил в райончике Park Hill, воспетом в последствии как Killa Hills 10304. Задумай какой-нибудь российский шансонье описать его юность в песне, наверняка вышло бы что-то типа “был по жизни босяк” и так далее. С образованием у парня образованием как-то не складывалось. Пробовал работать – трудился даже в штате обслуги на Статуе Свободы (интересно кем), но отовсюду быстро изгонялся, вследствие чего и перепрофилировался, естественно, на торговлю наркотиками. Такое впечатление, что торговля наркотой – классическое подспорье для начинающих рэпперов. Работенка конечно не самая престижная, зато богатая на острые ощущения. Любопытно, рифмовал ли Метод, расхваливая свой товар?
Его страсть к траволечению стала притчей воязыцех. Неспроста выбран и никнейм - “методом” на Стэйтене называли сорт отборной ганджи. И закрывая тему “пыхов” - еще одно сленговое словечко, вошедшее в обиход благодаря Методу – “tical”. Значение то же самое – веселящая травка. Показательно, что все свои альбомы Method так и называет: Tical, Tical 2000, Tical 0... Рановато мы добрались до альбомов…
Нужные люди или “Enter The Wu-Tang”
Если проанализировать карьеру любого артиста, становится ясным, что успех зависит не только от личных качеств, но и от того, удасться ли встретить на жизненном пути правильных людей. Для Meth`а таковыми стало трио кузенов со Стэйтен-Айленда: Боб Диггс, Гэри Грайс и Рассел Джонс, ныне известные как RZA, GZA и O.D.B. Начало 90-х было славным времечком, тогда в состав супергруппы можно было попасть прямо с улицы, а о слове “кастинг” еще никто не ведал. Именно таким образом, среди родственников и знакомых, RZA нашел людей, способных сформировать звездную коалицию mc – Wu-Tang Clan. Скупое минималистичное звучание, эстетика мистической философии и восточный колорит – таковы были основные черты стиля этой команды.
Первые записи происходили дома у RZA. Бюджет работы был микроскопическим, но материал заинтересовал лейбл Loud Records, издавший легендарный дебют группы “Enter The Wu-Tang”. Одним из ярчайших хитов альбома стал сольный номер “Method Man”, с незабываемым рефреном “Эм-И-Ти-Эйч-Оу-Ди-Мэн” – золотой фонд хип-хопа.
Соло-дебют : “Даешь платину!”
Благодаря грамотно составленному контракту с Loud, каждый участник Клана был волен выпускать свои сольные работы на любом другом лейбле. Наиболее востребованным участником супергруппы стал кто? Конечно, Метод Мэн – интерес к нему проявили сами Def Jam! Сольный альбом “Tical” стал платиновым, заткнув за пояс “всего лишь” золотой “Enter The Wu-Tang”.
На альбоме “Tical” Method вскрывал брюшину правде-матке. Выворачивал себя наизнанку, демонстрируя боль и отчаяние, поджидающие аборигенов гетто на каждом шагу. Умело играл на контрастах, представая то грубым и резким “Bring the Pain”, то трогательным и чувственным “All I Need”. Блестящий саунд от RZA венчал картину.
Прошло не так много времени и в 1997 вышел второй альбом Wu – двойной “Wu-Tang Forever”. Альбом оказался настолько силен, что и по прошествии лет способен увлекать и очаровывать. “Forever” узаконил позиции Wu на звездном небосклоне хип-хопа. И Метод, пожалуй, был ярчайшим небесным телом этого созвездия.
Рэп – это работа
В его арсенале было обаяние подонка, безотказно действующее на хорошеньких девочек из благополучных семей. Низкий голос с обворожительной хрипотцой: “Cause I got a spit PRAAA-BLEM”, распахивая пасть и ослепляя блеском вставной платины (хотя гарантий не дам, может это челюсть из хорошо нашкуренной нержавейки). Поп-певицы и соул-дивы не раз приглашали нашего мачо для совместных работ и всякий раз он показывал себя с лучшей стороны – раскованным, веселым и приятным во всех отношениях мужчиной в самом расцвете сил…
За четыре года (с 93 по 97) мы, в принципе, услышали все лучшее, что есть в творческом наследии Метода. Но несмотря на последовавшие довольно средние работы (как сольные, так и в рамках Wu-Tang), мы по-прежнему любим его. Потому что он – личность!
Сладкая парочка
Кроме посредственного “Tical 2000: Judgement Day”, который я могу порекомендовать только самым преданным поклонникам М.М., и оставившего очень странное впечатление “ву-танговского” “The W”, отдельного внимания заслуживает коллаборация Meth`a с джерсийским рэппером Redman`oм. Redman так же как и Meth был подписан на Def Jam. Они нашли общие интересы (к сведению – Редмэн признавался, что начал курить травку в 11 лет ), крепко подружились и со временем образовали самую оторванную и невоздержанную парочку в хип-хопе. Записавшую великолепный диск “Blackout!”. За Редмэном тогда стоял Eric Sermon, участник и продюсер легендарных EPMD. Он и продюсировал диск, получившийся по звучанию не “ризовским”, а “редмэновским”. Начиная с этой работы Meth зазвучал гораздо веселее, в его творчестве стала теряться нить гетто-патетики, оно трансформировалось в более легкий “партийный” рэпчик. Похоже, сейчас эта стезя больше по душе юмористу Методу.
Мое второе Я или Аллах Акбар!
Method Man – фанат комиксов и все его многочисленные “вторые я” словно сошли с их страниц. Да и сам он со своим закадыкой Редмэном, воплощенные Хроник и Пыхарь из фильмов Кевина Смита о “Джее и Молчаливом Бобе”. Говорим Метод подразумеваем MZA, Iron Lung, Johny Blaze, Ghost Rider и т. д. Есть у него еще одно имя – Shakuan God Allah, которое он принял, присоединившись к организации Five Percent Nation. Между прочим, к этому движению (как и к породившему его Nation of Islam) принадлежат многие черные рэпперы, в том числе и из состава Wu-Tang. Именно в недрах этого учения нужно искать ключи к пониманию текстов Wu, густо нафаршированных различными кодами и двойными смыслами. Называется оно так, потому что согласно ему только 5 процентам человечества доступна Истина (с заглавной буквы, не больше не меньше). При этом еще 10 процентов всячески старается эту истину скрыть (на стороне зла как обычно двукратный перевес – хорошим парням придется попотеть!). Основные тезисы философии Five Percent Nation таковы: черные – настоящий народ планеты (остальных подкинули), черные – родители цивилизации, черный человек это бог и истинное имя его Аллах (ALLAH – Arm, Leg, Leg, Arm, Head; перевод думаю ясен: рука, нога, опять нога… и так до головы), ислам – не религия, а природный путь жизни, и так далее. Одно смущает – участникам этого движения запрещается бухать и накуриваться. Так что, как они терпят в своих рядах такого образцово-порочного экземпляра как Метод остается загадкой.
Burn, Hollywood, Burn!
Как личность всесторонне развитая, Meth не мог обойти своим вниманием кино, которое, если вы подзабыли слова Ильича, является для нас важнейшим из искусств. И если его соратник по клану RZA в основном подвизался на ниве киномузыки, то Meth пришел в кино, чтобы продемонстрировать свое недюжинное комическое дарование. На сегодня фильмография Метода насчитывает свыше десятка ролей, и хотя пока он еще за пределами топ-обоймы Голливуда, все по-прежнему в его руках
P.S.
Однако за каруселью киносъемок и совместных проектов, Метод Мэн как-то подзабыл о сольных альбомах. А когда опомнился, выяснилось, что со времен выхода последнего из них (напомню, “Tical 2000” выпущен в 1998) прошло уже немало лет. Поскольку за это время из шалопая и бездельника Метод превратился в очень занятого дядю, попросили подождать - до мая 2004 года. Релиз получил ставшее традиционным название “Tical 0: The Prequel.”. Рецензию на него можно прочесть в разделе “Рецензии”.
Содержание альбома подчеркивает нежелание М.М. творить песни для истории. И наоборот – желание писать горячие хиты “на сезон”. Как следствие, приглашение команды хитмейкеров и гостевое участие Баста Раймса, Снуп Догга и Лудакриса. Однако это не означает, что альбом нужно громогласно объявить никчемной попсовой пластинкой, как возможно хотелось бы апологетам “ву-тангерского” уныния и мракобесия. Нет, альбом крепкий и несет в себе немало интересного. Не забывая о старом правиле “на вкус и цвет товарищей нет”, выделю крепко запавшую в душу “Baby Come On” c ямайцем Kardinal Offishall.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
RZA: Апплодисменты, маэстро!
RZA (в русской транскрипции Риза) - искусный создатель магически простых и завораживающих ритмов, абсурдных сэмплерных коллажей, оставляющих слушателя в недоумении, что это - эксперименты новичка или насмешка гения, лет десять считается одним из самых оригинальных хип-хоп продюсеров.
Музыкант и бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший толчок десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель, харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о плодах работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя он сумел пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить EP-шку под названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в руках этот раритетный релиз доводилось немногим, поэтому трудно объяснить тот факт, что порой эту пластиночку называют "Ooh, I Love You Rakeem"). Больших дивидендов выход этого диска не принес, музыкальная политика лейбла Ризу не устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая нескладуха по всем фронтам привела к тому, что сольное творчество на время было законсервировано, и Бобби сосредоточился на другом проекте, собственно и принесшем ему мировую известность - Wu-Tang Clan.
Clan, коалиция MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание хип-хопа. Риза возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и родственников. Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее мистическими мотивами учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation", подтверждая философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры" создали своё, уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых смыслов и подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке.
В 1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле, заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.). Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт, оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким образом лейбл Loud заполучил свою звезду.
Дебютный альбом "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа. Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет большим преувеличением. И её идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся продюсированием альбомов своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface. Их дебютные альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться причастностью к созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще один известный проект, к которому RZA непосредственно причастен, это Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince Paul, продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое звучание, тексты о насилии и потусторонняя обреченность - вот из чего сформировался фирменный стиль нью-йоркских "гробокопателей", получивший звучное определение "horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в 1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и поэтического дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью двойного альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких участников Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая серия сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам RZA.
Работая долгое время в качестве сапожника без сапог, занимаясь карьерами других исполнителей, RZA достаточно долго откладывал свой дебют. Пока, наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома "RZA as Bobby Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает альбом своим именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается, что сольные работы "ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им материальное благополучие. В то время как, собираясь для записи очередного альбома, они оборудуют настоящий творческий полигон, обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные работы RZA резко контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими ву-сольниками. Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и небрежные лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова оказался первопроходцем и экспериментатором.
Ближе к 2000 году популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых, появилось немало продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды. Но RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам: кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру, предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного производства. Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале", в которой прозвучал трек "Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для фильма "Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша. Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World According to RZA" содержала работы европейских рэпперов, спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира", каковыми для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта политика выражается также в его активной гастрольной деятельности по странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России, выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской хип-хоп-истории.